Орфограмма – это правила правописания и орфографии в русском языке. В 5 классе школьники углубляют свои знания в орфографии, узнают о сложных исключениях и особенностях правописания.
Одним из важных правил орфограммы 5 класса является правописание приставок и суффиксов. Например, после приставки «на-» пишется «нарисовать», «нанести», а после приставки «по-» пишется «посмотреть», «повторить». Также нужно запомнить, что после суффикса «-ск-» пишется «школа», «учительница», а после суффикса «-ств-» – «власть», «общественный».
Другое важное правило – правописание мягкого и твердого знаков. Например, мягкий знак пишется после шипящих звуков и приставок «пред-«, «без-«, «через-«: «предъявить», «безымянный», «черезвычайный». Твердый знак пишется после гласных звуков: «кофе», «парк», «мозг».
Правила орфограммы позволяют исправлять ошибки и улучшать грамотность речи. Знание этих правил позволит ребятам писать без ошибок и четко выражать свои мысли на письме.
Основные правила орфограммы 5 класса
Орфограммы – это правила по написанию слов и выражений. Они позволяют освоить правописание и избежать ошибок в письменной речи. Для учеников 5 класса существуют несколько основных правил, которые необходимо знать и применять.
- Прописная буква в начале предложения. Каждое предложение должно начинаться с заглавной буквы. Например: «Вчера я пошел в кино».
- Прописная буква в наименованиях званий, школьных предметах и названиях улиц. Например: «Московское шоссе», «Математика».
- Прописная буква в сокращениях. Сокращения, такие как «Москва», «МГТУ», должны начинаться с заглавной буквы.
Также для учеников 5 класса существуют правила по написанию безударных гласных.
Буква | Условие | Пример |
---|---|---|
О | В корне слова после шипящей и перед твердым согласным записывается «о». | Молоко |
Е | В корне слова после шипящей и перед мягким согласным записывается «е». | Эхо |
И | В корне слова после «ж», «ч», «щ» и перед твердым согласным записывается «и». | Мишка |
Ы | В корне слова после «ж», «ч», «щ» и перед мягким согласным записывается «ы». | Мышь |
А | В корне слова после шипящих согласных и перед твердым согласным записывается «а». | Заря |
Я | В корне слова после шипящих согласных и перед мягким согласным записывается «я». | Князь |
Знание основных правил орфограммы поможет ученикам 5 класса стать более грамотными и избежать ошибок в письменной речи.
Правило 1: правописание твёрдых и мягких согласных
В русском языке существуют два типа согласных звуков: твёрдые и мягкие. Эти звуки образуются при образовании слов изначально твёрдыми или мягкими: «щука — щека», «матери — отцу». Правописание этих согласных имеет свои особенности.
Твёрдые согласные обозначаются буквами «б», «в», «г», «д», «ж», «з», «к», «л», «м», «н», «п», «р», «с», «т», «ф», «х», «ц», «ч», «ш», «щ».
Мягкие согласные обозначаются буквами «б», «в», «г», «д», «ж», «з», «к», «л», «м», «н», «п», «р», «с», «т», «ф», «х», «ц», «ч», «ш», «щ» с буквой «ь» после них.
Одно из правил правописания твёрдых и мягких согласных гласит: если в слове после согласного звука (твёрдого или мягкого) следует гласный звук «е» или «ё», то перед ним должна стоять буква «и». Например: «лес — лесе», «бор — боре», «вид — виде».
Также следует заметить, что некоторые согласные звуки могут быть только твёрдыми или только мягкими. Например, «ж» и «ч» — только мягкие, «г» и «к» — только твёрдые.
Таблица ниже демонстрирует примеры правописания слов с учетом правила о твёрдых и мягких согласных:
Слово | Правильное написание |
---|---|
глаз | глазе |
крыша | крыше |
нос | носе |
пол | поле |
рука | руке |
Правило 2: правописание гласных в корне слова
В русском языке существует несколько правил, определяющих правописание гласных в корне слова. Здесь мы рассмотрим основные из них.
1. Правописание гласной «и» в корне слова:
а) Если в слове в корне стоит гласная «и», то в формах слова, где эта гласная переходит в носовые звуки, она пишется как «ы». Например:
- пить — пью, пьют
- бить — бью, бьют
- лить — лью, льют
б) Если гласная «и» в корне слова переходит в звонкий звук, то она пишется как «й». Например:
- умирать — умираю, умираем
- уезжать — уезжаю, уезжаем
- плакать — плачу, плачем
в) Иногда гласная «и» в корне слова остается «и» даже при изменении форм слова. Например:
- рикша — рикши
- маникюр — маникюра
- кутила — кутил
2. Правописание гласной «е» в корне слова:
а) Гласная «е» в корне слова пишется как «ё» после приставок «под-«, «пон-«, «от-«, «с-«, «об-«, «раз-«, «про-» и т.д. Например:
- подъезд — подъезжаю, подъезжаем
- понятный — понятно, понятна
- открыть — открою, откроем
б) В некоторых словах гласная «е» в корне остается неизменной. Например:
- детский — детский, детская
- ребенок — ребенок, ребенка
- веселый — веселый, веселая
3. Правописание гласной «о» в корне слова:
а) Если в слове в корне стоит гласная «о», то для образования форм слова, где эта гласная переходит в носовые звуки, она пишется как «а». Например:
- понимать — понимаю, понимаем
- просить — прошу, просим
- доить — дою, доим
б) Если гласная «о» в корне слова переходит в звонкий звук, то она пишется как «во». Например:
- звонить — звоню, звоним
- ходить — хожу, ходим
- любить — люблю, любим
в) Иногда гласная «о» в корне слова остается «о» даже при изменении форм слова. Например:
- корт — корта
- собор — собора
- коридор — коридора
Эти правила помогут вам правильно написать гласные в корне слова в различных формах.
Правило 3: правописание суффиксов -ья, -ье
Правило 3 гласит, что если основа слова заканчивается на мягкий знак (ь), то в суффиксах -ья и -ье этот знак опускается.
Примеры слов, в которых применяется данное правило:
- Крыска — крыская нора, крыская мать.
- Медведь — медвежий край, медвежий угол.
- Черепаха — черепашье яйцо, черепашье панцирь.
- Синица — синичья песня, синичья нора.
Если основа слова заканчивается не только на ь, но и на другую букву, то правописание суффиксов зависит от этой буквы:
- Если слово оканчивается на шипящую (ш, щ, ч), то буква ь также опускается.
Пример: вещь — вещевой, вещевладение. - Если слово оканчивается на и, то перед суффиксом -ья добавляется апостроф.
Пример: книга — книги, книжья полка. - Если слово оканчивается на гласную, то буква ь также опускается.
Пример: плита — плитное место, плитная дорога.
Эти правила помогают нам правильно писать слова с суффиксами -ья и -ье. Помни и применяй их в своей письменной и устной речи!
Правило 4: правописание приставок и окончаний
Правило 4: при написании слов с приставками и окончаниями нужно обратить внимание на их сочетаемость и правильное написание.
Слова с приставками и окончаниями в русском языке могут вызывать затруднение при правильном написании. В этом случае следует обратить внимание на следующие правила:
- При добавлении приставки к слову, оканчивающемуся на гласную, приставка пишется слитно: предмет, выходit+.
- При добавлении приставки к слову, оканчивающемуся на согласную, приставка пишется через дефис: вы- + резать.
- Окончания пишутся через дефис с приставками, заканчивающимися на гласную: от- + крыть.
- Окончания пишутся слитно с приставками, заканчивающимися на согласную: при+ + нести.
Примеры слов с приставками и окончаниями:
Слово | Правильное написание |
---|---|
предмет | предмет |
выходить | выходit+ |
вы-резать | вы- + резать |
от-крыть | от- + крыть |
при-нести | при+ + нести |
При соблюдении данных правил правописания можно избежать ошибок при написании слов с приставками и окончаниями.
Правило 5: правописание слов с чередующимся звуком
Существует группа слов, в которых чередуются звуки [о] и [а] или [е] и [и]. При их написании нужно помнить следующие правила:
- В словах с чередующимся звуком [о] и [а] после шипящих [ж], [ш], [щ], а также в корнях слова, где чередуется [о] и [а] без шипящих, пишется [о]:
- волосы, поголовье, поклоны.
- В словах с чередующимся звуком [е] и [и] после шипящих [ж], [ш], [щ], а также в корнях слова, где чередуется [е] и [и] без шипящих, пишется [е]:
- звери, режим, прешьеборщество.
- Однако, есть исключения, в которых все-таки пишется [а] или [и]:
- на другие раёны, другие создания
- в перерыве лежит, бежишь, выбежали.
Подведем итоги: при написании слов с чередующимся звуком необходимо обратить внимание на наличие шипящих в корне слова, а также на наличие исключений.